Профсоюзы — За сохранение действующих пенсионных социальных гарантий!

20.02.2023

Председателю Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Раимбачаевой В.К.

Уважаемая Винера Калыбековна,

            Федерация профсоюзов Кыргызстана по проекту Закона КР «О внесении изменений в Закон КР «О государственном пенсионном социальном страховании», который находится на рассмотрении во втором чтении в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, в целях социальной защиты трудящихся-пенсионеров республики сообщает следующее.

            Согласно изменениям, вносимым во вторую часть статьи 7, лицам, у которых страховая часть пенсии на дату назначения пенсии превышает величины трех прожиточных минимумов пенсионера (фактически сложившейся за предыдущий год, в 2022 году – 6395,22 сома х 3 = 19185,66 сомов)не будет начисляться базовая часть пенсии, которая гарантируется государством и устанавливается Кабинетом Министров КР (в настоящее время составляет 3170 сомов). При этом общий размер пенсии с учетом базовой части пенсии при назначении не может превышать величины трех прожиточных минимумов пенсионера (фактически сложившейся за предыдущий год), т.е. установлен порог размера назначаемой пенсии и работник, уплачивающий страховые взносы в значительном объеме не получит размер пенсии, адекватный своим взносам, а получит только не более трех прожиточных минимумов пенсионера. В связи с чем у работников не будет стимула для уплаты страховых взносов в большем объеме.

В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 9:

пункт 1 женщинам, которые работают на государственной или муниципальной службе, пенсионный возраст повысят на два года, что является дискриминацией по отношению к ним. У государственных/муниципальных служащих ненормированный рабочий день, часто они работают по выходным дням и на работу нередко выходят с детьми, так как детские сады не работают.

— пункт 5 лицам, проживавшим и работавшим в условиях высокогорья в соответствии с Перечнем населенных пунктов, расположенных в условиях высокогорья, в том числе женщинам, родившим трех и более детей возраст выхода на пенсию увеличиваются на три года.

Согласно материалам Института горной физиологии Национальной академии наук, изменения в организме человека, ведущие к ухудшению здоровья наступают при высоте свыше 2000 метров над уровнем моря. В связи с чем в качестве государственной гарантии, для создания условий для постоянного проживания и приостановления внутренней миграции был установлен более ранний выход на пенсию жителям высокогорных регионов.

Для женщин, проживающих в высокогорье, именно ранний выход на пенсию является стимулом для рождения троих детей. Исключать эту льготу для матерей, когда в других странах для многодетных матерей выплачивают материнский капитал, устанавливают пособия на детей, обеспечивают бесплатными садиками, является преждевременным решением.

Статья 9-1. Досрочная пенсия по возрасту дается на утрату.

В настоящее время гибкая система возраста позволяет оформить пенсию досрочно в полном размере при достижении возраста мужчины 60 лет при стаже 40 лет и женщины 55 лет при стаже 35 лет. Лица, имеющие стаж мужчины — 35 лет и женщины — 30 лет, имеют право на получение пенсии с уменьшением ее размера,  т.е. на три года раньше общеустановленного возраста выхода на пенсию по возрасту для мужчин  63 года и для женщин 58 лет. Это было хорошим стимулом для наработки стажа работы для более раннего выхода на пенсию, а также для работы в формальных отношениях. В случае исключения этой статьи увеличится численность в неформальной экономике, потому что работники не будут заинтересованы официально работать и платить страховые взносы.

Согласно изменениям, вносимым в статью 28, работающим пенсионерам, занимающим государственные гражданские и муниципальные должности, пенсии будут выплачиваться без учета базовой части пенсии, которая гарантируется государством. Это может привести к оттоку государственных/муниципальных служащих из государственной службы и к еще большему дефициту профессиональных кадров на госслужбе, соответственно ухудшению работы госорганов.

В соответствии с изменениями в пункт 2 статьи 32, в случае смерти пенсионера лицу, осуществившему похороны умершего, пособие на погребение уменьшится до 20 000 сомов, вместо 31 700 сомов в условиях повышения цен на продовольственные товары.

Модернизацию пенсионного законодательства необходимо осуществлять, не ухудшая финансовое положение работающих граждан.

Федерация профсоюзов Кыргызстана с учётом вышеизложенного, в целях сохранения стабильности в обществе считает необходимым сохранить действующие льготы и гарантии, и не принимать антинародный законодательный акт, касающийся благосостояния пенсионеров.

С уважением,

Председатель                                                                   Э.Ш. Кызаев