fpk.kg

Login

Роберт Мазитов: основными задачами реформирования профсоюзов являются - активизация деятельности профсоюзных организациях на всех уровнях, от первичных до центральных органов, по защите интересов человека труда

После развала Советского Союза и обретения независимости, некогда аграрно-промышленная Кыргызская ССР превратилось в суверенную Кыргызскую Республику с развалившейся промышленностью,  агропромышленным комплексом и пережила две революции. Основным доходом населения Кыргызстана стали являться доходы от продажи китайских товаров и местного ширпотреба, а также  денежные переводы одного миллиона кыргызстанцев проживающих и работающих за рубежом. Половина населения Кыргызстана живет до сих пор за чертой бедности. В то же время, наступившая в последнее время относительная политическая стабильность, а также политика государства направленная на социально-экономическое развитие Республики,  привлечение  инвестиций на восстановление и развитие энергетики, транспорта, других отраслей промышленности и туризма позволяет надеется, что у Кыргызстана есть будущее. Кыргызстан, из эпохи развитого социализма вступил в эпоху недоразвитого капитализма.

Согласно законам экономики, при капитализме, наступают противоречия между трудом и капиталом. Обострение этих противоречий неизбежно приводит к революции.

Защитой интересов людей труда от этих противоречий призваны заниматься профсоюза. Профсоюзы, на территории сегодняшнего Кыргызстана, существуют уже  более 100 лет.

Профсоюзы, которые были в Советское время и профсоюзы сегодняшнего дня, что изменилось?

Что бы узнать об этом непосредственно на производстве, а не в кабинетах Федерации Профсоюзов Кыргызстана, мы отправились в профсоюз железнодорожников, где с нами побеседовал председатель Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей – Роберт Мазитов.

- Роберт Миргазианович – в чем на Ваш взгляд отличия профсоюза Советских времен и профсоюза сегодняшнего дня, и какие были направления деятельности профсоюзов в 2013 году?

В советское время задачи профсоюза были совершенно другие, работали законы, была партийная организация, на работодателя можно было пожаловаться в партком, народный контроль и т.д. Задача профсоюза кроме охраны труда в основном состояла в решении вопросов распределения дефицита, путевок, детского оздоровления и культурно-массовой работы. После обретения независимости ситуация изменилось. Противоречия труда и капитала обострились. Новым хозяевам предприятия профсоюзы не нужны. Предприятия частные, рабочие бесправные, хозяину не понравился - досвидание, за воротами  стоит очередь безработных. Сегодня половина промышленного сектора легкой промышленности, строительства и других отраслей находятся в тени, не платят налогов и не имеют         профсоюзов. Соответственно изменилось и роль профсоюзов.

Основным вопросам профсоюзов стала защита интересов трудящегося, в первую очередь, через реальную, соответствующую труду, заработную плату и создание нормальных условий  труда. Все стальное, что было прежде, ушло на второй план. В дальнейшем время показало, что профсоюзам необходимо модернизация и инновация.

В конце 2012 года были намечены планы по реформированию профсоюзов. Хотелось бы отметить работу в данном вопросе избранного в 2012 году – нового председателя Федерации Профсоюзов Кыргызстана Асылбека Токтогулова.

Основными задачами  реформирования (модернизации) профсоюзов являются:

  1. Активизация деятельности профсоюзных организациях на всех уровнях, от первичных до центральных органов, по защите интересов человека труда, через развитие коллективно-договорной деятельности.
  2. Обучение профсоюзных лидеров всех уровней передовым методам профсоюзной работы, а также повышение их юридической и финансовой грамотности.
  3. Развитие информационных технологий в профсоюзной деятельности, усиление ее гласности через СМИ.
  4. Создание Молодежных Советов профсоюзов, обновление профсоюзных кадров.
  5. Укрупнение профсоюзов, финансовая независимость, через финансово-экономическое развитие объектов санаторно-курортного оздоровления профсоюзов и других объектов недвижимости профсоюзов.
  6.  Мотивация членства в профсоюзе через  заинтересованность трудящихся в том, что именно профсоюз сегодня может помочь человеку решить его проблемы, а также заинтересованность работника в получении дополнительных льгот и услуг через профсоюзное членство, в том числе и через страхования.

 - Какова роль профсоюза на Кыргызской железной дороге?

Наш профсоюз существует давно, скорее всего с тех самых времен когда 90 лет назад в 1924 году первый поезд прибыл в город Пишпек. С это дня – 8 августа 1924 года официально существует Кыргызская железная дорога и ее Профсоюз  с 10 января 1997 года, он стал называться Профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей Кыргызской Республики сокращенно «КЫРГЫЗПРОФСОЖ» с 11 января 2002 года Кыргызпрофсож – вступил в Федерацию профсоюзов Кыргызстана.

Наша профсоюзная организация Кыргызпрофсож входит в состав Международной Конфедерации Профсоюзов железнодорожников – региональной профсоюзной организации стран бывшего СССР включая стран Балтии, а также входит в состав ITF –Международной Федерации Транспортников. Численность «Кыргызпрофсожа» 4600 человек из 6000 коллектива железнодорожников.

В настоящий момент на Кыргызской железной дороге существует два профсоюза наш «Кыргызпрофсож» и «Рабпрофсож» возглавляемый Эрнисом Докеновым. Взаимоотношения между профсоюзами товарищеские – на деловой основе. На предприятии один коллективный договор, который подписан от имени работодателя Генеральным директором Малабаевым Аргынбека Джумабековичем и двумя профсоюзами. Между профсоюзами и работодателем взаимоотношения на основе социального партнерства. У членов коллектива есть выбор, в какой профсоюз им обратиться, кто будет защищать их интересы.

Главная задача профсоюзов на предприятии следить за тем, что бы все то, что записано в коллективном договоре неукоснительно выполнялось. Хотелось бы отметить, что наш Коллективный договор на 2012-2014 годы по своему содержанию и всестороннему охвату жизненных потребностей человека труда, один из лучших Коллективных договоров, как в Республике, так и среди железнодорожников СНГ.

 В разделах Коллективного договора имеются пункты конкретизирующие законы Трудового Кодекса – это ежегодное повышение заработной платы в зависимости от роста инфляции, а также соответствие минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума существующего в стране. В договоре предусмотрены выплаты за выслугу лет, доплаты за совмещение профессий и расширенную зону обслуживания и т.д. Надбавки за профессиональное мастерство за высокие достижения в труде и т.д. Повышенные тарифные ставки оклады на вредных производствах. Оплата сверхурочных производится в двойном размере.

Все виды материального и морального стимулирования согласовываются с Профсоюзом. Средняя заработная плата в 2013 году составила более 16 тысяч сомов, что на 50% выше, чем средняя на Республике.

В коллективном договоре предусмотрено гарантии занятости, профессиональная подготовка и обучение, социальная защита работников. Целый раздел договора посвящен вопросам охраны труда – это обеспечение работников спецодеждой и обувью, молоком, объектами бытовой санитарии, питания. Ликвидация рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Работники железной дороги работают в современных цехах соответствующих всем требованиям безопасного труда.

Железнодорожники как работающие, так и пенсионеры имеют большие социальные гарантии и льготы. До сих пор сохранен разовый льготный бесплатный билет по СНГ в поездах нашего формирования, как для работающих, так и для пенсионеров.  Бесплатный годовой билет в поездах местного направления Бишкек-Луговая, Бишкек-Токмак, Бишкек-Былыкчи для работающих и пенсионеров железнодорожников.

Ветеранов  Кыргызской железной дороги объединяет Совет Ветеранов, который содержится за счет средств дороги. Ветераны участники ВОВ и дружинники тыла ежемесячно получают благотворительную помощь из средств компании от 1500 до 2000 сом.  Заслуженные ветераны Кыргызской железной дороги ежемесячно получают по 200 сом. Почетные железнодорожники - 400 сом. Выплачивается пособия ко Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов. Ежегодно ветераны получают бесплатно одну или две тонны угля в зависимости от возраста и стажа работы на дороге, имеют льготы по зубопротезированию. Все работники дороги и пенсионеры имеют права на пособие по ритуальным услугам и гарантии на льготное медицинское обслуживание. За счет средств дороги содержатся Фельшерско-акушерские и медицинские пункты на всех крупных предприятиях и станциях дороги. Оказывается  спонсорской помощь железнодорожной больнице, СЭС, железнодорожному лицею. Через Кыргызпрофсож были заключены договора о сотрудничестве с двумя детскими садами для первоочередного обеспечения местами детей железнодорожников.

Большое внимание уделяется вопросам летнего отдыха. Ежегодно на эти цели коллективным договорам предусмотрено выделение администрацией 50%  необходимого для отдыха финансирования. Кроме того, при уходе в очередной трудовой отпуск,предусмотрено выделение пособия на оздоровление в размере месячного оклада или месячной тарифной ставки. Только членов нашего профсоюза за летний сезон было оздоровлено в течении года более 1200 человек, в том числе детей железнодорожников.

Для решения государственной программы по развитию физической культуры и спорта, силами и за счет прибыли дороги заработанной трудом коллектива, был построен и прекрасно работает Ледовый Дворец «Локомотив», одно из лучших сооружений не только в Кыргызстане, но и всей средней Азии. Здесь любой желающий может заняться ледовыми видами спорта. В комплексе открыты секции фигурного катания, хоккея, таеквондо, фитнеса и танцов, имеются два футбольных поля с искусственным покрытием, теннисный корт, большое футбольное поле, раздевалки и душевые, имеется зал для занятий бодибилдингом. Площадь льда 1122 кв.м., более 850 посадочных мест. Задачей комплекса «Локомотив»является организация отдыха и поддержка здорового образа для работников железной дороги, но и всех жителей города Бишкек.

Хотелось бы несколько слов сказать о нашем «Клубе» железнодорожников. После развала Союза – это единственное в городе, а возможно во всей Республике ведомственное культурное учреждение. На сколько мне известно, ни в одной из 26 отраслевых профсоюзов клубы не сохранились. В нашем клубе занимается около 200 детей                 железнодорожников и жителей нашего района.

В клубе работают кружки подготовки к школе «Всезнайка», кружки сольфеджио, танцевальный, вокальный, театральный. Инструкторы в штате нашего Профсоюза. В настоящее время проводится капитальный ремонт клуба. Клуб является историческим зданием и находится под охраной государства.

В этом году зданию клуба, как всей железной дороги исполняется 90 лет. В этом здании выступал Герой Чехословакии Юлиус Фучик.

 - Каковы самые ближайшие планы и перспективы?   

В целях мотивации членства и социальной поддержки наших членов профсоюза мы в этом году начали проводить работу по их страхованию. На сегодняшний день более 2500 работников ГП «НК «Кыргыз темир жолу» застрахованы от несчастных случаев и болезней в компании Столичное Страховое Общество.  Оплата премий происходит из средств профсоюза центрального аппарата и первичных профорганизаций. Вообще система страхования, в особенности на предприятиях где работа подвержена большим рискам, способствует при относительно меньших затратах достигать большего эффекта в социальной, материальной поддержке работников. На мой взгляд, на сегодняшний день надо поднимать вопросы о внедрении и развития системы страхования работников, членов профсоюза. Впереди много работы, необходимо продолжать работу по модернизации профсоюзов. Развивать и углублять, то что мы уже добились. Добиваться новых поставленных целей. Грядет 90 – летия железной дороги, намечено много мероприятий на празднование данного события, чтобы все это получилось необходимо дружно работать с нашим социальным партнером обеспечивая потребность Кыргызстана в железнодорожных перевозках.