fpk.kg

Login

Профсоюзы Кыргызстана на 100-летии МОТ!

100 лет исполняется в этом году Международной организации труда (МОТ)!
Делегации Федерации профсоюзов Кыргызстана по приглашению МОТ с 11 по 15 февраля участвуют в работе семинара, посвященного деятельности Международной организации труда. Семинар проходит  в г. Женева, в штаб-квартире МОТ.

Обновлено 12.02.2019 09:30

Просмотров: 14

В 2019 ГОДУ МОТ ОТМЕЧАЕТ СВОЁ СТОЛЕТИЕ

В 2019 году Международной организации труда исполняется 100 лет. 

На протяжении 2019 года Международная организация труда планирует проводить на глобальном, региональном и национальном уровне мероприятия, связанные со 100-летием существования Организации, сообщает сайт МОТ.

В рамках 100-летия Международной организации труда, Федерация профсоюзов Кыргызстана, призывает все членские организации проводить соответствующие мероприятия

alt : НАЖМИТЕ НА ССЫЛКУ

Обновлено 05.02.2019 09:32

Просмотров: 56

МОТ: Не молоко давать за вредность труда, а снижать риски!

Болотбек ОРОКОВ — национальный координатор Международной организации труда (МОТ) в Кыргызской Республике. Эта важнейшая структура ООН, которая помогает правительствам стран всего мира оптимизировать трудовое законодательство, сделать труд людей в прямом смысле слова достойным — по оплате, продолжительности, безопасности и иным важнейшим критериям. 

 — Расскажите, пожалуйста, чем занимается представительство МОТ в Кыргызстане?
     — МОТ — это единственное учреждение ООН, в котором страны представлены не только правительствами, но и социальными партнерами в лице объединений как работодателей, так и работников, то есть  профсоюзов.  Деятельность нашей организации в республике, впрочем, как и в других странах, основана на трехстороннем сотрудничестве: правительство — профсоюзы — объединения работодателей. Напомню, что МОТ создана еще в 1919 году на базе Версальского договора по результатам окончания Первой мировой войны, когда повсеместно на Европейском континенте царили разруха и нищета как организация, которая должна продвигать во всемирном масштабе принципы социальной справедливости.  Организация МОТ  стала своевременным ответом на ситуацию  того момента в мире — вспомните, какие войны, революции случались повсеместно. Главный лозунг МОТ "Не воевать, а вести диалог!". А профсоюзы — это не только один из учредителей Международной организации труда, но и  активный участник.
     — Каковы конкретные направления в схеме трехстороннего партнерства?
     — МОТ оказывает техническую поддержку  всем сторонам-партнерам — правительству в лице Министерства труда, миграции и молодежи, Федерации профсоюзов, объединениям работодателей. Техническая помощь — это консультации, или экспертная поддержка, и усилия по укреплению человеческого и институционального потенциала этих организаций по направлениям: занятость, социальная защита, детский труд, международные  трудовые нормы и, конечно,  продвижение в рамках и на принципах социального диалога. Все эти направления взаимосвязаны с понятием "достойный труд". Т.е. мы продвигаем идею достойного труда в Кыргызстане.
     — Что это означает?
     — Это право каждого человека, независимо от его происхождения, иметь достойные условия труда. Если говорить о занятости, то она должна быть продуктивной и защищенной трудовыми нормами законодательства, если о социальной защите —  доступной для всех нуждающихся.  В сфере социального диалога —   речь о том, что никто  не должен быть исключен  из диалога трех сторон — ни профсоюзы, ни работодатели. В сфере труда —  это  приемлемые трудовые  нормы и  достойная оплата труда. В этот перечень входят и охрана труда, и условия труда — безопасные для жизни и здоровья работников, предоставление гарантии защищенности труда от увольнения, дискриминации по любому признаку и т.д.
     — Можно узнать о конкретных результатах,  темах, цифрах итогов за прошлый год?
     — В функции представительства МОТ не входят случаи оказания конкретной помощи, работа идет в направлении организаций.      В частности, мы проводим семинары с    профсоюзными структурами по интересующим их вопросам в сфере защиты трудящихся, оказываем экспертную или консультативную поддержку. К примеру,  один из суперактуальных вопросов для Кыргызстана — неформальная занятость. По данным НСК, в сфере неформальной занятости насчитываются сотни      тысяч человек,  более 60% от всех  работающих граждан. Мы не говорим в этом случае о криминальных видах деятельности — работорговле или  торговле наркотиками, оружием, а имеем в виду законные виды деятельности, которые незаконно оформлены или не оформлены вообще. 
     — Какие сферы, отрасли вы затрагивали, ведь неформальная занятость — больной вопрос для страны?
     — К примеру, это многочисленная армия тележечников на  столь же многочисленных  рынках республики: люди утром приходят, работают, вечером получают  поденно (за отработанный день) и уходят, не имея никакой социальной защиты и документального подтверждения такой занятости. Таких много в сферах строительства и розничной торговли. Но это может быть и реальный неформальный сектор — обычная работа, оформленная вроде бы по закону, но во время ее выполнения люди также делают еще что-то, неучтенное распорядком. В результате страна недополучает налоги. По неформальной занятости мы проводили в 2014 году республиканские семинары для профсоюзов в областях страны, разъясняя, что такое неформальная занятость, каковы ее последствия для работников (в первую очередь отсутствие     соцотчислений, а значит, и пенсии) и что нужно делать для преодоления неформальности. 
     Также мы обучали профсоюзных работников швейной отрасли, которая очень многочисленна в Кыргызстане — по ряду  экспертных оценок, там трудится свыше 150 тысяч работников, в большей степени женщин. 
     Важны для МОТ и вопросы социальной справедливости, условий труда, гендерной занятости. Сотрудники всех организаций ООН в Кыргызстане внедрили методологию гендерного аудита и подготовили  местных специалистов для его проведения, пока это одна  группа. Аудит проведен в нескольких организациях,  в том числе в администрации Президента КР и парламенте. Недавно вышел отчет по гендерному аудиту в системе профессионального образования.
     Говоря о продуктивной занятости, мы подразумеваем не только занятость по найму, но и самозанятость — создание  рабочих мест для себя. Уже подготовлена группа тренеров, способная обучать начинающих предпринимателей по программе "Начни и совершенствуй свой бизнес". Эти тренеры уже  ведут  такие курсы самостоятельно, без поддержки МОТ.
     — Как МОТ помогает повысить уровень профессиональной подготовки в Кыргызстане?
     — Следующая наша тема — "Введение программы предпринимательства в систему профтехобразования", т.к. выпускники, которые хотят открыть свой маленький бизнес, не имеют представления о том, с чего начинать, к примеру,  открывая фирму по оказанию сантехнических, сварочных или электроуслуг, автомастерскую, прачечную или пекарню. Курс "Знакомство с бизнесом" ведется 120 часов и входит в учебные планы системы этого вида образования. Сегодня курс читают во всех учебных заведениях. Данные независимой оценки полезности этого курса для  выпускников колледжей и училищ показывают, что ныне многие из них не только способны открыть свое дело, но и более уверенно чувствуют себя на рынке труда и идут по жизни. 
     Также полезна и актуальна тема внедрения модульной подготовки в систему профтехобразования  Кыргызстана —  программа "Внедрение модулей трудовых навыков". Если в советской системе мы говорили о том, знает  или не знает выпускник что-либо, то сейчас мы говорим: может или не может он что-то сделать. Оценка только по этому критерию. Мы подготовили группу тренеров, которые могут обучать других преподавателей системы ПТО, а также методистов, которые готовят собственные учебные методики по специальностям, видам работ на этой основе, так как учебников пока нигде нет.  Эти методики отличаются от традиционной системы подготовки кадров тем, что метод гибкий, всем ученикам класса не нужно изучать весь материал, а только то, что нужно конкретному студенту. К примеру, автослесарь приходит в систему ПТО на курсы, имея уже определенные навыки. Его научат тому, что он еще не умел, а  вектор навыков определяется  в результате тестирования. Основной принцип — фокусирование на ученике, а не на преподавателе, который только помогает. Важно, что этот способ подготовки кадров усиливает связи с работодателями.
     — Расскажите о конкретных результатах, пожалуйста.
     — Могу  рассказать об успехах лицея №10  в Бишкеке. Его преподаватели во главе с директором обучены новой методике. В советское время это  ПТУ выпускало 300 специалистов ежегодно, сейчас — около 1 000. Они готовят поваров, в подготовке которых активно участвует Ассоциация поваров Бишкека. Я присутствовал на  выпускном экзамене учеников кратковременных курсов, где обучаются не только молодые, но и люди старшего поколения, в том числе желающие приобрести навыки второй специальности. Время  обучения — индивидуальное, в зависимости от специализации — пекарь, кондитер, салатник и т.д.  Сейчас для ресторанов, кафе  чаще всего не нужны повара-универсалы. А если они затем хотят повысить свою квалификацию, то записываются на обучение по другому модулю дополнительно.  Участники приемной комиссии дегустировали приготовленные выпускниками блюда, представители ассоциации задавали вопросы о рецептуре приготовления блюд. Оценок выставляли всего две: умеешь или не умеешь. Отмечу, что около 90 процентов выпускников этого лицея сразу  находят работу по специальности. 
     — Каким образом вы взаимодействовали  с Бишкекским представительством Центра международной профсоюзной солидарности в Кыргызской Республике (центр "Солидарность")?     
     — Наше плодотворное и активное сотрудничество началось примерно в 2009 году. Мы познакомились в связи с общностью партнера — Федерации профсоюзов Кыргызстана. Совместная работа выражалась в консультировании, поскольку мы  помогали республиканской Федерации профсоюзов решать ряд важнейших для  работающих людей страны вопросов.  В частности,  мы сотрудничали с  главой центра "Солидарность" г-ном Станиславом Чейниухом  в отношении некоторых особенностей трудового права в нашей республике. Совместно мы участвовали во многих конференциях, семинарах, дискуссиях, организованных как МОТ в Кыргызстане, так и центром "Солидарность". 
     — Какова представительность ваших мероприятий?
     — Это трехсторонний диалог между чиновниками правительства, работодателями и профсоюзами. Мы  проводим подобные встречи несколько раз в год. Среди самых важных из прошедших мероприятий последних лет, например, семинар 2012 года по стратегии укрепления профсоюзного движения в  Кыргызстане. Кроме того, наши эксперты вместе с группой юристов Кыргызстана приняли участие в объемной работе — выпуске  комментариев к Трудовому кодексу КР, что очень важно в реформе сферы трудового законодательства. Курировал и финансово поддерживал эту важную работу именно центр "Солидарность". В 2012 году этот объемный том (более 1 000 страниц)  был издан в Бишкеке  заметным тиражом. 
     Также по инициативе центра "Солидарность" и г-на Чейниуха в Кыргызском национальном университете состоялась конференция с участием чиновников,  студенческого и научного сообщества, в т.ч. академических кругов, судебного корпуса по вопросам трудового права в стране. Важная часть нашей  работы — совместные исследования и публикации. 
     —  Какие еще темы на повестке дня работы МОТ в  республике за последние годы?
     — Мы разработали совместные стандарты по охране труда, затем обучили этим нормам не только профсоюзных лидеров, но и работодателей, представителей правительства, а также тренеров, способных  в дальнейшем передать эти знания другим людям.      Такие специалисты сейчас есть в Госэкотехинспекции, один из получивших сертификат даже стал статс-секретарем этого госучреждения. Наш подход — международный — основан на снижении рисков для здоровья человека. А у нас раньше давали молоко за вредность. Мы же говорим: не молоко надо давать, а снижать риски. Если же их снизить невозможно, надо применять средства индивидуальной защиты.
     Говоря о профсоюзах,  напомню и о  консультативной помощи сельским профсоюзам в целях снижения опасности труда в агроотрасли. Труд фермеров должен быть безопасным. Мы  знаем об ужасных случаях в агроотрасли: то ребенок отравился жидкостью из бутылки из-под кока-колы, которая оказалась ядохимикатом, то на поле погиб человек во время поворота комбайна, и т.д. Надо обучать фермеров,  как безопасно вести бизнес. Мы обучаем и технике безопасности в агропроизводстве. 

     Следует учитывать, что народ наш в большинстве своем не придает внимания соблюдению техники безопасности — например, родители разводят ядохимикаты в ведре воды и отправляют детей опрыскивать картофель на участке, а дети получают отравления. В МОТ есть спецпрограмма "Безопасные условия труда и жизни  в селах". Большую работу в этом направлении ведет профсоюз работников агропромышленного комплекса.
     Актуальной в наше время стала и тема детского труда. Детский труд запрещен Конституцией КР.  Кроме МОТ, фактически никто и не работает в этой сфере. Многие люди, даже политики, не понимают отличия домашнего труда детей (или трудового воспитания) от детского труда. Мы же говорим об эксплуатации детей,  которые вынуждены работать, чтобы выжить. Большинство из них не учатся, бросают школы.  Мы говорим о вреде этого явления и для самих  детей, их будущего, а значит, и для страны. Среди видов детского труда есть и самые худшие — порнография, проституция, опасные виды труда (сбор листьев табака на плантациях). Минздрав считает, что вред от этого гораздо более значимый для детей, нежели взрослых. С помощью МОТ Кыргызстан ввел поправки в Уголовный, Административный, Детский кодексы в отношении эксплуатации детского труда. В качестве конкретного примера роли МОТ  приведу ситуацию в школе №21 в Бишкеке возле "Дордоя", где очень многие дети работают на рынке и бросают учебу. Есть дети, которые вообще никогда не посещали школы,  не умеют читать и писать. Мы договорились с коллективом школы о создании двух пилотных классов, куда могут вернуться для продолжения учебы дети и молодежь разного возраста. К сожалению, не все родители понимают необходимость школьного образования для детей.
     В 2007-м и 2013 году мы провели обзоры в сфере детского труда в Кыргызстане. По некоторым оценкам, работает около 600 тысяч наших детей. Это не означает, что все они не посещают школы, но часть из них временами не учится. Такая огромная цифра наглядно говорит о том, что система образования в стране хромает изрядно. Отслеживать этот процесс — не прерогатива МОТ, но обязанность правительства.
     — Спасибо за беседу и успехов в полезных для страны делах!

Обновлено 18.01.2019 08:51

Просмотров: 33

Тесное сотрудничество профсоюза работников образования и науки Кыргызской Республики с МОТ

Председатель Центрального комитета профсоюза работников образования и науки КР Асылбек Токтогулов 16 января 2019 года вручил награду –Нагрудный знак « Отличник профсоюза образования и науки  Кыргызской республики» национальному координатору программы  МОТ-ИПЕК (международная программа по искоренению детского труда) в Кыргызстане – Амине Курбановой за активное участие в социальном партнерстве по повышению потенциала  профсоюзных работников системы образования Кыргызстана,  внесенный вклад в развитие международных профсоюзных связей и укрепление профсоюзного единства и солидарности в борьбе с искоренении детского труда в Кыргызстане и в связи со 100-летием МОТ. Решение о присвоении данной награды Амине Курбановой было принято Президиумом ЦК профсоюза работников образования и науки КР 26 декабря 2018года.

Асылбек Токтогулов отметил, что сотрудничество отраслевого профсоюза с МОТ осуществляется с 2011 года и что наихудшие формы детского труда – крайне негативное социальное явление в любом обществе. Наличие данного свидетельства  является показателем бедности и социального неравенства и первоочередная задача заключается в том, чтобы исключить  этих детей от участия в наихудших формах детского труда и предложить им будущее без детского труда. Кыргызстан, несмотря на трудности общественно-политической и социально-экономической ситуации смог актуализировать данную проблематику и включить ее в перечень приоритетных задач.

Профсоюзы Кыргызстана повысили свой потенциал и внесли весомый  вклад в искоренение детского труда, так как имеют  ключевую роль в выработке политики в качестве активных социальных партнеров, имеют информационно- пропагандистский потенциал. МОТ-ИПЕК Кыргызстана со своей стороны оказала техническую и финансовую поддержку профсоюзу работников образования и науки Кыргызстана в реализации ряда проектов по искоренению наихудших форм детского труда через предоставление образовательных услуг.

Обновлено 18.01.2019 09:35

Просмотров: 70

ФПК приняла участие в обсуждении стратегических целей и индикаторов системы профтехобразования

Международная организация труда (МОТ) в г. Бишкек в рамках проекта МОТ «Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы 20: Партнерство МОТ и Российской Федерации» (2-я фаза) провела Субрегиональный семинар на тему «Приведение стратегических целей и индикаторов системы профессионально-технического образования в соответствие с международными рекомендациями в области развития людских ресурсов». Участниками семинара были представители государственных организаций и органов, технические эксперты в области занятости, образования, обучения и статистики, представители региональных органов управления, представители организаций работодателей и профсоюзов, индивидуальные работодатели, руководители и сотрудники учебных заведений профтехобразования (ПТО).

На открытии с приветственным словом от Федерации профсоюзов Кыргызстана выступила заместитель председателя ФПК Бабаева Р.Б.

Также в работе семинара приняли участие Касымалиева Г.К., заведующая отделом социально-экономической защиты трудящихся ФПК и Бредихина В.А., заведующая отделом по информационному обеспечению со студенческой молодежью ЦК профсоюза работников образования и науки. В работе семинара также приняли участие представители других стран-участников проекта: Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Армения.

В ходе семинара были представлены результаты выполнения в Кыргызской Республике пилотного проекта, основной целью которого являлось укрепление потенциала государственных органов и социальных партнеров в сфере анализа и реформирования профессионального образования с учетом конвенций и рекомендаций МОТ и ЮНЕСКО, Целей устойчивого развития ООН 2030 и передового опыта стран Группы двадцати. Также были презентованы предложения, разработанные межведомственной рабочей группой - цели и индикаторы стратегического плана ПТО: исходные данные и целевые показатели на 5 лет.

Обновлено 27.11.2018 11:08

Просмотров: 75