fpk.kg

Login

Вопрос «Об обеспечении повышения уровня минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума». Выступление на РТК Светланы Семеновой.

Уважаемая  Камила  Абдыразаковна, члены РТК!

 Не смотря на возражения Федерации профсоюзов Кыргызстана по размеру минимальной заработной платы, направленных в течение года Правительству  КР,  Жогорку Кенешу КР, а также озвученных профсоюзами на   парламентских слушаниях,   Законом КР «О Республиканском бюджете», принятым парламентом 19 декабря т.г.,    минимум  заработной платы  остался в размерах предложенных правительством (900сомов на 2014г,  его предполагаемое повышение к 2016году до 1060 сомов).

Профсоюзы категорически возражают против принятия правительством  единоличного решения об установлении минимального размера оплаты труда без предварительных консультаций с социальными партнерами в нарушении Конвенции  МОТ   131, ратифицированной Кыргызской Республикой.

Кроме того,  обращаем внимание на нарушение обязательства правительством п.6 Раздела II Генерального  соглашения между Правительством Кыргызской Республики, Федерацией профсоюза Кыргызстана и республиканскими объединениями работодателей на 2013-2015годы   «обеспечить повышение уровня минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума».

Установленный размер минимума 900сомов противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики ст. 42, согласно которой «каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом прожиточного минимума».  На сегодня прожиточный минимум трудоспособного человека составляет 5060сомов.

Минимальная заработная плата 840сомов (2013г) покрывает прожиточный минимум трудоспособного человека  в Кыргызстане лишь на 16,6%, в то время как в Белоруссии -145%, Казахстане и в Украине – 100%, Азербайджане – 75%,  России-72%, в Молдове - 39 %.

В стране сложилась ситуация в области оплаты труда, при  которой при росте минимума оплаты труда в абсолютных величинах,  темпы роста по годам замедляются. Так, если рост минимальной заработной платы в 2011году по отношению к 2010году составил 138 %,  то  в 2012 и  2013гг только 110,1 % и 110,5% соответственно.

Более того, если минимальная заработная плата в 2013году покрывала прожиточный минимум на 16,6 %, то по прогнозу в течение трех лет уровень покрытия не будет превышать 15,8%. 

Рост реальной величины минимальной заработной платы, скорректированный на уровень инфляции, падает с 155,6% в 2011году до 109,3% в 2016г.

Таким образом, отсутствует динамика    повышения  минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума.

Положение дел усугубляется  сложившейся практикой установления минимальной заработной платы, при которой единоличное решение о ее размере принимает государство без предварительных консультаций с профсоюзами и работодателями в нарушение принципов Конвенции МОТ  131, ратифицированной Кыргызской Республикой.  В результате уровень минимальной заработной платы в Кыргызстане самый низкий среди стран  СНГ.

К  примеру,  в России минимальная заработная плата составляет  – 165 долларов США, В Украине – 144 доллара, в Казахстане -124, Азербайджане – 134, Молдове – 49, Армении – 86 Таджикистане - 42 и в Кыргызстане только 18 долларов США.

Минимальная заработная плата играет роль социального минимума. Не повышая размер минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, государство «задает» предпринимателям, использующим дешевую рабочую силу, степень эксплуатации труда. Дает возможность выплачивать заработную плату в конверте и «уходить» от добросовестного налогообложения. Политика дешевой рабочей силы приводит к потерям человеческого капитала, его качества.  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в 2006году ратифицирована Конвенция МОТ 131 об установлении  минимальной заработной платы. В соответствии с Конвенциями МОТ 26,131  и Рекомендацией МОТ 135 «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения всех трудящихся и их семей».

Федерация профсоюзов Кыргызстана  просит Республиканскую трехстороннюю комиссию принять  Решение:

Рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики при рассмотрении    проекта Республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2015г. и прогнозе на 2016-2018гг  устанавливать размер минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума   в соответствии Конституции Кыргызской Республики, Генерального соглашения, Конвенции МОТ 131.

Обновлено 27.12.2013 10:38

Просмотров: 511

В Кыргызстане минимальная заработная плата фактически не повышается до величины прожиточного минимума

Бишкек (АКИpress) - Размер минимальной заработной платы в 900 сомов, который предлагается правительством Кыргызстана, противоречит Конституции. Об этом 24 декабря на заседании трехсторонней комиссии по вопросу отчислений в профсоюзы заявила заведующая отделом социально-экономической защиты трудящихся Светлана Семенова.

Она считает, что предложенный правительством в законопроекте о республиканском бюджете на 2014 год размер минимума зарплаты в размере 900 противоречит главному закону страны, так как прожиточный минимум трудоспособного человека составляет 5060 сомов.

«Минимальная зарплата на сегодня в размере 840 сомов покрывает прожиточный минимум только на 16,6%, в то время как в Беларуси этот показатель составляет 145%, Казахстане и Украине – 100%, России – 72%»,- сказала С.Семенова.

Также она отметила, что темпы роста размера минимальной заработной платы по годам замедляются.

«Так, если ее размер в 2011 году по отношению к 2010 году составил 138%, то в 2012 и 2013 годы – только 110%. Рост реальной величины минимальной зарплаты, скорректированный на уровень инфляции, падает с 155,6% в 2011 году до 107,2%. Таким образом, фактически не происходит повышения минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума», - сказала она.


http://kg.akipress.org/news:589632

Обновлено 24.12.2013 12:11

Просмотров: 467

Федерация профсоюзов Кыргызстана и работодатели бизнес сообщества договорились о системном сотрудничестве и продвижении реального социального диалога

4 декабря 2013 года  прошла рабочая  Встреча Председателя Федерации профсоюзов Кыргызстана   А. Токтогулова с   У. Кадыралиевым– заместителем  Председателя Совета  Федерации работодателей промышленности «Гильдия директоров Кыргызстана».

На встрече принимали участие  со стороны профсоюзов: Первый заместитель председателя ФПК  Джаналиев Т.Н., заместитель председателя   Жайлообаев О.Н., заведующие отделами  ФПК.  Со стороны работодателей: Катибов Р.К. – Генеральный директор ОАО «Кыргызмебель», Председатель Ассоциации мебельщиков Кыргызстана,  Кононов Д.В. - Руководитель Департамента логистики ОАО «Бишкек Сут». На встрече обсуждались вопросы реализации совместных планов по созданию комиссий по  предотвращению конфликтов (индивидуальных трудовых споров), заключению отраслевых оглашений, партнерства в  РТК  и другие.  Стороны договорились о системном сотрудничестве и продвижении реального социального диалога.

Обновлено 05.12.2013 05:57

Просмотров: 423

Настанет тот счастливый день

Во всем мире идет процесс модернизации профсоюзного движения. Это  реакция профсоюзов  на структурные изменения в экономике, а также на  ослабление в целом профсоюзного движения, что во многом связано с наступлением  работодателей и государственных структур на социальные права трудящихся.

Из многочисленных функций в советский период к концу 1990годов профсоюзы потеряли большинство. Оставшиеся функции в сфере трудовых отношений, а они являются главными, профсоюзы  реализуют в привычных для себя формах, не стремясь выполнять новые. Неправильное восприятие профсоюзных взносов, как средств направляемых на социально-культурные мероприятия и материальную помощь, низкая финансовая дисциплина подрывает финансовую устойчивость  в целом профсоюзного движения.

Решение Руководства Федерации профсоюзов Кыргызстана изучить мнение рядовых членов профсоюза, а также лидеров профсоюзного движения всех уровней по обновлению профсоюзов, внедрению новых форм и методов  работы послужило проведению выездных  интерактивных семинаров. Семинары  по  модернизации профсоюзов и инновационному развитию профсоюзного движения прошли в   Баткенской,   Ошской,  Джалал – Абадской,    Нарынской,  Иссык – Кульской,   Таласской,  Чуйской областях и в городе Бишкек.

Модернизация для профсоюзов Кыргызстана означает в первую очередь внедрение новаций в сферу коллективных переговоров и в содержание коллективных договоров; в правотворческую и правозащитную работу; в организационную структуру профсоюзов; внедрение новых технологий в  профсоюзную деятельность. Содержание профсоюзной работы, по мнению участников семинаров, должно измениться таким образом, чтобы повысить ответственность за судьбы наемных работников и обеспечить им рабочее место и достойную заработную плату.

Хотелось бы особо подчеркнуть  важность внедрения новаций в сферу  коллективных переговоров. Удачные переговоры приведут к заключению содержательного коллективного договора, необходимого наемным работникам.

Как традиционно проходят коллективные переговоры? Обычно профком готовит проект колдоговора и идет к работодателю. А тут возникают разного рода ситуации: то работодатель затягивает переговоры, то категорически не соглашается с отдельными положениями, а то и вовсе заявляет, что денег нет «ни на  что».  Да и бухгалтер тут как тут: держит позицию директора. Конечно, бывает и комиссия по переговорам создается, но, к сожалению, зачастую из числа штатных специалистов. «Переговорщики» так устают от этих переговоров, что просто идут «на попятую». Содержание колдоговора оставляет в этом случае желать лучшего. Тема «Содержание коллективного договора» – другая тема, о которой мы конечно, поговорим в следующий раз.

Итак, коллективный договор (КД) заканчивает свое действие. «С чего начать?», - задает себе прямо-таки ленинский вопрос Председатель профкома. Как запустить процедуру коллективных переговоров? - еще один вопрос?

Ну, уж если инициатива пошла, то она должна исходить от профкома.  Процедура должна быть максимально бюрократической и соответствовать законам «О коллективных договорах», « О социальном партнерстве в области трудовых отношений» и Трудовому кодексу (ТК) Кыргызской Республики. Неплохо было бы вспомнить, что 57 статей Трудового кодекса « отсылают»  к коллективному договору.  

Профком проводит заседание, готовит письменное уведомление о начале переговоров, регистрирует его и направляет работодателю. Заставьте работодателя (или канцелярию) расписаться на копии уведомления и оставьте ее себе. Работодатель отказывается – отправляйте почтой! Пока работодатель определяет представителей администрации для переговоров и издает приказ, определяйте своих представителей и создавайте  комиссию для ведения переговоров ( ст. 6 Закона КР «О коллективных договорах»).  Зафиксируйте состав, определите сроки проведения, порядок ведения переговоров, место проведения, повестку дня и т.д..  Направляя своих представителей в эту комиссию, помните, что работа по заключению КД требует не отчаянных борцов с произволом администрации (они пригодятся в других ситуациях), а людей, умеющих добиваться компромисса и брать свое не мытьем, так катаньем.

Прошло 7 дней, а Работодатель молчит? Направьте повторно уведомление, а заодно письмо об административной ответственности работодателя за отказ от отведения переговоров ( ст. 37 ТК КР, ст.72 Административного кодекса КР).

Администрация в шоке от ваших действий и пытается вмешаться? Докажите, что вмешательство запрещено законом (ст.4 Закона КР « О коллективных договорах»). А тем временем проведите заседание профкома по обсуждению   содержания  КД.  Требуйте необходимую для коллективных переговоров информацию (ст. 30 ТК КР).  Работодате6ль ставит новые препоны: говорит о коммерческой тайне. Докажите, что согласно закону о коммерческой тайне, не все является тайной. Напомните, что согласно модельному Закону « О коллективных договорах», принятому МПА СНГ, даже коммерческая тайна не является препятствием для заключения коллективного договора.

Подберите команду (если нужно, то из числа независимых экспертов). Используйте возможность поддержки вышестоящей профсоюзной организации. Выработайте позицию профсоюза по тому или иному вопросу. Заручитесь поддержкой  правовой инспекции Федерации профсоюзов Кыргызстана либо отраслевого профсоюза, которые обязаны сопровождать  ведение коллективных переговоров.

Проект КД должен быть обсужден в трудовом коллективе и им одобрен.

Смело вводите другие новации в процесс коллективных переговоров.

Сомнительно, что процедура переговоров окажется «как по маслу».  Где вы видели работодателя, который одаривает своих работников всеми социальными благами? Приготовьтесь к долгой и затяжной борьбе, если поставлена истинная цель   и задача защиты  прав работников.

Обязательно придет счастливый день подписания коллективного договора, если он станет  результатом борьбы профсоюза за права работника, обеспечивающие  производительный и достойный труд.


Семенова  С.Ф. – заведующая отделом социально – экономической защиты трудящихся Федерации  профсоюзов  Кыргызстана.

 

Обновлено 04.11.2013 04:03

Просмотров: 352

Өз убагында төлөнбөгөн эмгек акы маселелери

Азыркы учурда көйгөйлүү маселелердин  бири болуп  бул  эмгек акы, эмгек акыны төлөөдөгү укук бузуулар,  эмгек акынын өз убагында төлөнбөстүгү, кармалган эмгек акы сыяктуу маселелер катталып келет. Кыргыз Республикасынын улуттук статистика комитетинин эмгек акыны төлөөдөгү карыздар боюнча акыркы берген маалыматы анча кубандыраарлык эмес. Мисалы: 2013-жылдын 1-майына карата Кыргызстан аймагында эмгек акыны төлөө боюнча жалпы карыз 95,6 пайызды түзөт. (261,7 млн. сомду) ал эми мурунку жылдын тийиштүү күнүнө салыштырмалуу ушул жылдын 1-май айында республика боюнча эмгек акы төлөөдөгү карыз 4,4 пайызга  кыскарды деп белгиленүүдө.

Эмгек  акыны төлөөдөгү карыздар жана төмөнкү эмгек акы - бул профсоюз уюмунун иштерине тийиштүү, көйгөйлүү маселенин булагы болбой койбойт. Ошондуктан профсоюздар элдин жашоо деңгээлин жогорулатуу максатында  көптөгөн  профсоюз мүчөлөрүнө эмгекти укуктук жактан коргоо, эмгек акы жана эмгек акыны төлөөдөгү карыздарды жоюу боюнча карапайым жумушчу - кызматкерлердин арыз- даттануулары  мүдөөсүнө жетсе деген тилекте  Кыргызстан профсоюздар Федерациясынын  адистери  аларга  өз кеп-кеңештерин  берүү менен жардамдарын  көрсөтүүдө.

Жогоруда аталган көйгөйлүү маселелердин үстүндө Кыргызстан профсоюздар Федерациясына  келип түшкөн, кармалган эмгек акыны төлөө боюнча кайрылууларга (арыздарга) Кыргыз Республикасынын Эмгек кодексинин негизинде жана ошондой эле «Айлык акыны төлөө, жөлөк пул жана башка социалдык төлөмдөрдү өз убагында камсыз кылуу» жөнүндөгү Кыргыз Республикасынын Мыйзамынын 5-беренесине ылайык, профсоюздар тарабынан өз убагында төлөнбөгөн эмгек  акыга  индекстөө жүргүзүү  чаралары  көрүлүп  келет.

Эмгек акынын реалдуу наркынын деңгээлин жогорулатууну камсыздоо товарлардын жана кызмат көрсөтүүлөрдөгү керектөөчүлүк  бааларынын өсүү темпине жараша эмгек акыны индекстөө жүргүзүлөт. Тийиштүү бюджеттерден каржыланган уюмдарда эмгек акыны индекстөө мыйзамдарда жана башка ченемдик актысында белгиленген тартипте,  ал эми башка уюмдарда - жаматтык келишимдерде, макулдашууларда же мекеменин локалдуу ченемдик актысында белгиленген тартипте жүргүзүлөт.

Эмгек акыны төлөө боюнча мыйзам талабын аткарбаган укук бузуу маселеси азыркы учурда иш берүүчү менен жумушчулардын ортосунда көбүрөөк байкалып келет. Бул чечилиши татаал көйгөйлүү маселеден чыгуу максатында, профсоюз кызматкерлери менен бийлик өкүлдөрү ортосундагы да, талаш-тартыштар, сын- пикирлер « тегерек стол »  ж.б. кеңешме-жыйындарда да айтылып келет.

Кыргыз Республикасынын Эмгек кодексинин 157-беренесинин негизинде  эмгек акыны төлөөнүн мөөнөттөрү айына бир жолудан кем эмес төлөнөт. Эмгек акы төлөөнүнүн мөөнөтү жамааттык келишимде же уюмдун локалдуу ченемдик актысында белгиленет. Эмгек акы төлөөчү күн дем алыш же майрам күнгө туш келгенде, ал ошол күндүн алдында төлөнөт.

Эмгек келишими токтотулганда кызматкерге тиешелүү бардык сумма иштин акыркы күнүнөн кечиктирилбестен төлөнүп берилиши керек.. Эгерде кызматкер жумуштан бошотулган күнү иштебесе, анда ага тиешелүү сумма бошонуп жаткан кызматкер эсептешүү жөнүндө жазуу жүзүндөгү талабын бергенинин негизинде кийинки күндөн кечиктирилбестен төлөнүүгө тийиш.

Кыргыз Республикасынын  Эмгек кодексинин 157 -беренеси боюнча иш берүүчү эмгек акы төлөөнүн, өргүү акысын жана башка төлөмдөрдүн мөөнөттөрүн бузганда, иш жүзүндө эсептешкен күнгө карата ар бир күн үчүн мөөнөтү кечиктирилип төлөнбөгөн сумманын  0,15 пайызын кошумча төлөөгө милдеттүү.

Жумуштан бошоткон учурда иш берүүчү иш жүзүндөгү эсептешүү жүргүзүлгөн күнгө карата төлөнбөгөн акчалай сумманын 0,5 пайызын ар бир  мөөнөтү өткөн күнгө кошумча иретинде төлөп берүүгө милдеттүү.

 

Эгер сиз профсоюз мүчөсү болсоңуз, жогоруда айтылгандай маселелерге туш болсонуз  анда сизге  Кыргызстан профсоюздар Федерациясынын эмгекти социалдык-экономикалык жактан   коргоо  бөлүмүнүн  адиси  Арыковага Y.Т. 62-57-38  телефонуна   кайрылсаңыздар болот.

Обновлено 29.07.2013 09:43

Просмотров: 549

Подкатегории