fpk.kg

Login

Профсоюзы против предложения Министерства экономики КР о внесении дополнений в статью 157

Федерация профсоюзов Кыргызстана  выразила  свое категорическое  возражение  против предложений  Министерства экономики КР  внести дополнения в статью 157 Трудового кодекса  КР и статью 5 закона КР «Об обеспечении своевременности выдачи заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат»  в части установления предельного размера суммы пени (не более 200% от суммы задолженности), которая начисляется в случае несвоевременной выплаты заработной платы. 

Министерство считает, что «на практике   недобросовестные работники используют норму для своего обогащения и намеренно  не требуют выплату заработной платы,  ставя  в работодателя в уязвимое положение». Профсоюзы заявляют, что  ответственность работодателя должна расти по мере увеличения сроков задержки заработной платы. 

А работодателям никто не мешает отправить уведомление по почте о необходимости получить причитающую заработную плату и освободить, таким образом, себя от ответственности за нарушение сроков выдачи зарплаты, равно как и в случае  с получением трудовой книжки при увольнении.

Обновлено 12.05.2014 08:48

Просмотров: 247

О социальной справедливости

«О социальной справедливости»

20 февраля – Международный день социальной справедливости.  Социальная справедливость, по мнению профсоюзов, это, прежде всего, справедливое распределение общественного продукта. Общественный продукт — это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года.

Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер деятельности — материального производства и сферы услуг.

 Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП). Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.

Что дает гражданину Кыргызстана ВВП, его рост либо снижение? Как зависит жизнь простого труженика от объема общественного продукта и его распределения? Он, к сожалению, этого не знает. Да, и пояснять ему официальная статистика  не собирается.

Не в деньгах счастье, утверждает пословица, но удовлетворенность жизнью почти всегда связана с уровнем ВВП на душу населения, хотя многие экономисты и исследователи уверены, что  счастье приносит не номинальный доход или заработная плата, а реальный набор товаров и услуг, которые можно купить на заработанные деньги.

Мною сделан некоторый анализ, который немного прояснит  «картину» такой зависимости.

ВВП 2012года снизился  по сравнению с 2011годом до уровня 99,9%, экономический рост в 2013году составил 110,5%к 2012году.  Темпы ВВП на душу населения снизились на 1,8%  в 2012году, а в 2013году рост составил 108,3%.

Однако, при значительном экономическом росте, официальная безработица в 2013году  осталась практически на прежнем уровне: снижение – не более чем на 0,1 процентных пункта. Численность населения, получающая среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, в 2012году составляла 82%, а в 2013году  - 84,5%, что свидетельствует о снижении уровня жизни населения.  Более того, по официальной статистике  в 2012году численность населения, имеющие среднедушевые доходы до 150сомов составляла 4201чел, а уже в I  полугодии 2013года – 38293человека.

Если на среднемесячную заработную плату в 2011году можно было купить 9 продуктовых наборов, состоящих из продуктов продовольственной корзины, то в 2012году – 4 набора, а в 2013году – только 3 набора. То есть, несмотря на  рост экономики, покупательная способность населения, к сожалению, падает.

По нашим расчетам разрыв в доходах между 10% богатой части населения и 10% бедных  составлял в 2012году -7,2 раза, а в 2013году- 13,8 раз.

В сложившихся условиях Республиканский бюджет как источник решения социальных проблем и поддержания уровня жизни населения недостаточно обеспечен ресурсами. В этой связи на такие отрасли, как здравоохранение, образование, выделяется средств меньше, чем это требуется. Поэтому сегодня не может стоять вопрос о снижении налоговой нагрузки. Речь идет о справедливом распределении налоговых тягот.

С профсоюзной точки зрения, трудящиеся не должны оплачивать издержки, связанные с дефицитом бюджета путем сокращения расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, а налогообложение должно быть социально справедливым.

Эта позиция Председателя ФПК Токтогулова А.Т., которая была озвучена на Исполкоме ВКП и направлена Генеральному  директору  МОТ  Гай Райдеру.

Согласно Налоговому кодексу КР (2009г)  в Кыргызской Республике ставка подоходного  налога установлена в размере   10%  и   играет особую роль в налоговой политике, т.к. она содействует решению социально-экономических задач. К сожалению, в стране  была введена плоская шкала налогообложения, которая никак не повлияла на доходную часть бюджета. Рост за четыре  года составил всего 0,4%.

 Что касается ставки тарифа страховых взносов, то политика страхования сводилась к  снижению взносов работодателей в систему социального обеспечения как средству стимулирования создания рабочих мест.  Если в 2004году  тариф с фонда оплаты труда  для работодателей составлял 25%, то в 2013году- 17,25%. Снижение  почти на 8%.

 В тоже время  налоговое бремя для трудящихся возросло:  ставка тарифа для физических лиц поднялась с 8 до 10%.

Вне всякого сомнения, работодателям в нашей стране  удалось значительно сократить свои затраты на рабочую силу, но проведенные  исследования  показывает лишь крайне ограниченное воздействие этих мер на рост уровня занятости.  Более того, работодатели даже не  заявляют  о росте заработной платы работникам за счет снижения им ставки тарифа страховых взносов. Таким образом,  идет сдвиг от заботы о социальной справедливости к  целям экономического роста и конкурентоспособности.

 Шагом вперед в этом плане стало бы введение прогрессивной шкалы налогообложения, к примеру, 10, 15, 20, 30% - путем возобновления действия государственной социальной гарантии  - необлагаемого налогом минимума для всех граждан на уровне прожиточного минимума для работоспособных лиц, что приведет к справедливому налогообложению трудящихся. В  заработной плате работника будет часть, которая не облагается налогом, и часть, которая подлежит налогообложению.

Если не внедрить систему прогрессивного налогообложения граждан  нашей  страны,  расслоение общества ускорится, что в свою очередь приведет к росту и без того большого числа работающих бедных.

Следует  признать, что страны с очень большим числом низкооплачиваемых  работников вряд ли достигнут высоких уровней устойчивого роста, если не будут решаться вопросы социальной справедливости.

Профсоюзы Кыргызстана поддерживают  мнение, что облагаться налогом должна прибыль от труда.  Прогрессивное  налогообложение, при котором налоговая ставка будет расти по мере роста доходов налогоплательщиков - единственный правильный путь к росту занятости и рабочим местам, справедливому распределению доходов.

Самый главный внутренний “тормоз” нашей экономики - несправедливое распределение созданного обществом дохода, плоская шкала налогообложения, отсутствие нормальной цены базового ресурса на рынке труда. Это блокирует абсолютно все - от модернизации экономики до решения проблем пенсионного обеспечения.

Экономическим понуждением к модернизации является установление минимальных гарантий по заработной плате (или платы за неквалифицированный труд в нормальных условиях) на уровне, обеспечивающем воспроизводство рабочей силы, не ниже прожиточного минимума. Это государственная политика. Но, к сожалению, государство можно сказать, «по сусекам» еле – еле набирает денежку на мизерное повышение минимальной заработной платы,  из года в год, снижая темпы роста. Денег нет? Да ладно! Достаточно посмотреть на зарплаты многих руководителей. В целом по стране они съедают не меньше трети общего фонда оплаты труда.

Человек оценивает свою жизнь, удовлетворен он ею или нет, очень часто в сравнении с предыдущим своим положением или предыдущим опытом. «Рост доходов сказывается на психологическое самоощущение, но не напрямую, в отличие от снижения доходов», - утверждают аналитики. Если снижение доходов безусловно влияет на ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, то  рост доходов зависит от того, насколько этот рост заметный и ощутимый и насколько часто он происходит.

В какой-то момент люди к росту доходов привыкают. Чем выше уровень зарплат, тем менее вероятно, что это радикально повлияет на удовлетворенность жизнью.

С восприятием жизни малообеспеченных людей  все не так однозначно. И хотя люди чутко реагируют на то, как меняются цены и чувствуют эту динамику, гораздо важнее становится  индивидуальная ситуация каждого человека: кому повысили зарплату, кому - нет, кто потерял работу, а кто её приобрел. Эти  факторы на сегодняшний момент более серьезно влияют на настроение людей, чем ощущение роста цен.

 Если зарплаты будут хоть как-то догонять высокие темпы роста цен, то социальная напряженность не будет нарастать.

Чтобы у человека сильно изменилось восприятие мира, у него в жизни должны быть позитивные изменения. Но и профсоюзы, борясь за социальную справедливость, должны сами показывать пример солидарной активности, финансовой состоятельности, обеспечивающую независимость в деле отстаивания социально-трудовых прав трудящихся.

 

С.Семенова – заведующая отделом социально – экономической защиты трудящихся ФПК.

Обновлено 19.02.2014 12:35

Просмотров: 319

Основные социально-экономические показатели по Кыргызской Республике за январь-декабрь 2013 года

* по данным Нацстаткома КР

 

                      Показатели

январь- декабрь

2012г.

январь-декабрь

2013г.

январь-      декабрь

2013г.

в %                к январю-декабрю

2012г

 

Валовой внутренний продукт, млн. сомов

    304350,1

350028,4

115,0

Валовой внутренний продукт на душу населения в сомах

53819

      60695

112,7

Валовой внутренний продукт на душу населения в долларах США

1145

1253

109,4

Объем промышленной продукции, млн. сомов

133822,9

164843,5

123,1

Валовой  выпуск продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. сомов

167505,3

171982,2

102,6

Уровень общей черты бедности по потреблению

в 2012 г. составила    26 182   сома  в год на душу населения.

-

-

-

 Уровень крайней бедности по потреблению за   2012 г. составила 15 434  сомов.

-

-

-

Среднемесячная номинальная зарплата

за январь- ноябрь  в сомах

10566

11085

104,9

Среднемесячная номинальная зарплата за январь-ноябрь в долларах США 

225

229

101,7

Среднемесячная номинальная зарплата в  бюджетной сфере за январь-ноябрь (в сомах)

8764

8931

101,9

Среднемесячная номинальная зарплата в  бюджетной сфере за январь-ноябрь (в долларах США)

 

186,4

 

184,3

 

98,8

Среднемесячная номинальная зарплата в небюджетной сфере за январь-ноябрь всего 

(в сомах)

13716

14793

107,9

Среднемесячная номинальная зарплата в небюджетной сфере за январь-ноябрь всего

 ( в долларах США)

291,8

305,3

104,6

Задолженность по выплате заработной платы на

1 декабря (млн. сомов)

311,8

302,4

96,9

Минимальная заработная плата в Кыргызстане 

за год (в сомах)

760

840

110,5

Курс доллара США (по данным Нацбанка КР)

47,00

48,44

103,0

Индекс потребительских цен в декабре  по сравнению с предыдущим месяцем  ( в % )

101,5

101,1

99,6

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года

107,5

104,0

96,7

Уровень официальной безработицы, (в %)

2,4

2,3

-

Численность зарегистрированных безработных,  тыс.человек

60367

58397

96,7

Численность населения- всего, тыс.человек

5,655

5,767

101,9

Прожиточный минимум всего,  за  IV квартал

( в среднем на душу населения, сомов в месяц)

4514,03

4628,41

102,5

Прожиточный минимум в среднем за год

(в среднем на душу населения)

4341,15

4599,21

105,9

Прожиточный минимум на население трудоспособного  возраста, сомов в месяц

( за IV квартал)

5035,34

5169,14

102,6

Прожиточный минимум на население трудоспособного возраста в среднем за год

4850,32

5139,72

105,9

Прожиточный минимум на население пенсионного возраста, сомов в месяц (за IV кв.)

    4015,15

4118,46

102,5

Прожиточный минимум на население пенсионного возраста в среднем за год

3858,28

4096,99

106,1

Соотношение минимальной заработной платы к ПМ населения трудоспособного возраста, в %  (за IV кв.)

16,8

16,2

96,4

Соотношение номинальной заработной платы к ПМ населения трудоспособного возраста в %  (за IV кв.)

234,0

173,7

74,2

Обновлено 30.01.2014 12:48

Просмотров: 729

Основные социально-экономические показатели по Кыргызской Республике за январь-ноябрь 2013 года

* по данным Нацстаткома КР

 

                      Показатели

Январь- ноябрь

2012г.

Январь-ноябрь

2013г.

Январь-      ноябрь

2013г.

в %                к январю-октябрю

2012г

 

Валовой внутренний продукт, млн. сомов

262011,3

306034,9

116,8

Валовой внутренний продукт на душу населения в сомах

46,4

53,1

114,4

Валовой внутренний продукт на душу населения в доллар

0,98

1,1

112,2

Объем промышленной продукции, млн. сомов

113442,5

139734,1

123,1

Валовой  выпуск продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, млн. сомов

153471,4

168647,9

109,9

Уровень общей черты бедности по потреблению

в 2012 г. составила    26 182   сома  в год на душу населения.

-

-

-

 Уровень крайней бедности по потреблению за   2012 г. составила 15 434  сомов.

-

-

-

Среднемесячная номинальная зарплата

за январь- октябрь  в сомах

10564

11079

104,8

Среднемесячная номинальная зарплата за январь-октябрь в долларах США 

225,1

229

101,7

Среднемесячная номинальная зарплата в  бюджетной сфере за январь-октябрь (в сомах)

8789

8920

101,5

Среднемесячная номинальная зарплата в  бюджетной сфере за январь-октябрь (в долларах США)

187,1

184,45

0,98

Среднемесячная номинальная зарплата в небюджетной сфере за январь-октябрь всего 

(в сомах)

13666

14795

108,2

Среднемесячная номинальная зарплата в небюджетной сфере за январь-октябрь всего

 ( в долларах США)

290,9

305,9

105,1

Задолженность по выплате заработной платы на

1 ноября (млн. сомов)

301,7

316,6

104,9

Минимальная заработная плата в Кыргызстане 

за год (в сомах)

760

840

-

Курс доллара США (по данным Нацбанка КР)

46,97

48,36

103,0

Индекс потребительских цен в ноябре  по сравнению с предыдущим месяцем  ( в % )

100,8

100,8

100,0

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года

105,9

102,8

0,97

Уровень официальной безработицы, (в %)

2,5

2,4

96,0

Численность зарегистрированных безработных,  тыс.человек

61,1

58,9

96,4

Численность населения- всего, тыс.человек

5645,8

5757,5

101,9

Прожиточный минимум всего,  за  III квартал

( в среднем на душу населения, сомов в месяц)

4321,97

4519,38

104,6

Прожиточный минимум на население трудоспособного  возраста, сомов в месяц

( за III квартал)

4838,18

5060,18

104,6

Прожиточный минимум на население пенсионного возраста, сомов в месяц (за III кв.)

3844,46

4027,80

104,8

Соотношение минимальной заработной платы к ПМ населения трудоспособного возраста, в %  (за III кв.)

15,70

16,60

105,7

Соотношение номинальной заработной платы к ПМ населения трудоспособного возраста в %  (за III кв.)

218,3

218,9

100,2


Обновлено 27.12.2013 11:13

Просмотров: 434

Справка - обоснование к вопросу «Об обеспечении повышения уровня минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума»

Предложенный Правительством Кыргызской Республики в законопроекте  «О республиканском бюджете  на 2014год и прогнозе на 2015-2016 годы»  минимум заработной платы - 900сомов,  его предполагаемое повышение к 2016году до 1060 сомов, противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики ст. 42, согласно которой «каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом прожиточного минимума».  На сегодня прожиточный минимум трудоспособного человека составляет 5060сомов.

Минимальная заработная плата 840сомов (2013г) покрывает прожиточный минимум трудоспособного человека  в Кыргызстане лишь на 16,6%, в то время как в Белоруссии -145%, Казахстане и в Украине – 100%, Азербайджане – 75%,  России-72%, в Молдове - 39 %.

В стране сложилась ситуация в области оплаты труда, при  которой при росте минимума оплаты труда в абсолютных величинах от 500сомов законодательного установления в 2010году до 840 сомов в 2013году, прогнозе роста до 1060 сомов в 2016году,  темпы роста по годам замедляются. Так, если рост минимальной заработной платы в 2011году по отношению к 2010году составил 138 %,  то  в 2012 и  2013гг только 110,1 % и 110,5% соответственно. Более того, если минимальная заработная плата в 2013году покрывала прожиточный минимум на 16,6 %, то по прогнозу в течение трех лет уровень покрытия не будет превышать 15,8%.  Рост реальной величины минимальной заработной платы, скорректированный на уровень инфляции, падает с 155,6% в 2011году до 107,2% и до 109,3% в 2015, 2016гг. соответственно.  Таким образом, фактически не происходит   повышения  минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума.

Положение дел усугубляется  сложившейся практикой установления минимальной заработной платы, при которой единоличное решение о ее размере принимает государство без предварительных консультаций с профсоюзами и работодателями в нарушение принципов Конвенции МОТ  131, ратифицированной Кыргызской Республикой.  В результате уровень минимальной заработной платы в Кыргызстане самый низкий среди стран  СНГ.

К  примеру,  в России минимальная заработная плата составляет  – 165 долларов США, В Украине – 144 доллара, в Казахстане -124, Азербайджане – 134, Молдове – 49, Армении – 86 Таджикистане - 42 и в Кыргызстане только 18 долларов США.

Минимальная заработная плата играет роль социального минимума. Не повышая размер минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, государство «задает» предпринимателям, использующим дешевую рабочую силу, степень эксплуатации труда. Дает возможность выплачивать заработную плату в конверте и «уходить» от добросовестного налогообложения. Политика дешевой рабочей силы приводит к потерям человеческого капитала, его качества.  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в 2006году ратифицирована Конвенция МОТ 131 об установлении  минимальной заработной платы. В соответствии с Конвенциями МОТ 26,131  и Рекомендацией МОТ 135 «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения всех трудящихся и их семей».

Кроме того,  Генеральным соглашением между Правительством Кыргызской Республики, Федерацией профсоюза Кыргызстана и республиканскими объединениями работодателей на 2013-2015 годы правительство берет на себя обязательства «обеспечить повышение уровня минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума» и «поэтапное повышение заработной платы работников бюджетной сферы».

Обновлено 27.12.2013 10:39

Просмотров: 543

Подкатегории